Главная » Статьи » Интенциональная педагогика » Научные статьи |
Александров Е.П.
СМЫСЛОВАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ СУБЪЕКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
В статье рассматриваются задачи и условия смысловой консолидации членов воспитательного коллектива как социальной общности In article tasks and conditions of semantic consolidation of educational collective as social community are analyzed. Ключевые слова: социокультурная среда воспитания, смысл, смысловая консолидация
Личность как возможность, как потенция становится реальностью благодаря вхождению в «миры» знания, самосознания, деятельности, собственной личности, личности Другого (Других), культуры, социальности и др., отмечал В.П. Зинченко. Социокультурные среды воспитания, образования, культуры постепенно «открываются» интегрирующимся в них субъектам, которые не только осмысливают, но и переосмысливают их содержательные элементы [1]. Этимологический анализ термина «смысл» дает основания для выделения составляющих его конструктов: с-мысл. Начальный конструкт – «с», представляющий собой редуцированную форму «со», «су» указывает на разделенность действия с Другим или Другими (сошлемся в качестве примера на слова «со-участие», со-чувствие», «со-переживание», «су-пруги»). Замыкающий конструкт термина явно указывает на «мысль», мыслительную активность. Таким образом, термин «смысл» понимается не только как интеллектуальное действие, но и как взаимодействие, со-мыслие [2]. Феноменолого-экзистенциальная психология и педагогика акцентируют значение проблемы смыслов, в совокупности составляющих образ (картину) мира личности и образ «Я в мире». По Д.А. Леонтьеву, смысл представляет собой «отношение, связывающее объективные жизненные отношения субъекта, предметное содержание сознания и предмет, и строение его деятельности. Это пристрастное отношение процессов психики к процессам жизни субъекта, его сознания к основам бытия, опосредованное его практической жизнедеятельностью» [3. 113-114]. «Пунктом назначения» педагогических процессов является относительное согласование мира реальности с субъективными смысловыми конструктами. При этом смысловые конструкты личности не являются механической суммой или «россыпью» переживаний различной направленности и заряженности, а формируют сложные иерархизированные и относительно устойчивые во времени системы – важнейшие составляющие сознания. Смысловые системы обладают внутренней, субъективной достоверностью, поскольку опираются на фоновую убежденность субъекта в том, что переживаемые связи и отношения релевантны реальности. Вот почему в педагогической практике нередко возникают серьезные проблемы: попытка коррекции отдельно взятого смысла сталкивается с консервативной установкой сознания (причем – даже в критических жизненных ситуациях), «цепляющегося» за ранее сформированные смысловые конструкты и игнорирующего назревшую необходимость изменения смыслового поля в целях повышения эффективности деятельности и адаптационных процессов. Вместе с тем попытки избежать состояния, получившего в психологии обозначение «когнитивный диссонанс», или преодолеть его последствия обнаруживают наряду со сказанным выше и динамические возможности смысловых систем, так как даже самые жесткие смысловые конструкты все-таки могут быть переосмыслены в бифуркационных «узлах» жизненного пути человека. Л.С. Выготский еще в 20-х годах ХХ в. точно заметил, что педагогический процесс должен рассматриваться как трехсторонне активный. Ученый имел в виду не только «встречную» смысловую активность субъектов педагогического взаимодействия (то есть воспитанника и воспитателя), но и активность среды, в условиях которой это взаимодействие разворачивается. В.И. Слободчиков отмечает, что социокультурная среда формируется там, где происходит встреча (сретенье) образующего и образующегося. В этом случае создаются предпосылки для сплочения и консолидации субъектов, идентификации и социализации личности, а также для формирования смысловых связей субъектов и социокультурных сред воспитания [4. С. 135]. И, наоборот, отсутствие согласованности между смысловыми полями субъектов и смысловым содержанием социокультурной среды воспитания неизбежно провоцирует как внутренние, так и выраженные во внешних поведенческих реакциях активные и пассивные сопротивления личности. Содержание смысловых конструктов определяется способом бытия личности и, вместе с тем, сам способ бытия связан с ее смысловыми конструктами. Смысловые поля субъектов педагогического процесса (то есть воспитанников и воспитателей), специфика механизмов смыслопорождения подлежат учету в процессах проектирования и функционирования социокультурных сред воспитания. Социокультурная среда воспитания, с одной стороны, должна быть «соразмерна» культуре (культуросообразна – Е.В. Бондаревская [5]), а с другой стороны, «соразмерна» интегрированной в нее личности. Учитывая, что в образовательной среде происходит становление и развитие личности и это становление носит процессуальный характер, то и среда должна иметь определенный диапазон возможностей, с тем, чтобы «намагнитить» зону ближайшего, актуализируемого, потенциально достижимого Я. Социокультурные среды воспитания всегда реализуют определенные смысловые конструкты, так как в их основе лежат ценностные представления о человеке, общностях, культуре и обществе в целом. При этом одни ценности и смыслы занимают доминирующее положение в общей ценностно-смысловой иерархии, а другие смещаются на периферию смыслополагания или вуалируются. Кроме того, следует отметить, что социокультурная среда воспитания соотносит свои смысловые координаты с ценностными системами общества в целом. Отсюда вывод, что педагогическая эффективность социокультурных сред воспитания непосредственно связана с тем, насколько они «открыты» для смыслового поля развивающейся личности, имеет ли место согласование смысловых конструктов интегрированных в них субъектов, а также субъектов и смысловых конструктов самой социокультурной среды. Разумеется, речь не идет здесь о полном совпадении, а скорее – о диалогическом взаимодействии смыслов, о консолидации (от лат. consolidatio – упрочение, укрепление, сплачивание) смысловых конструктов субъектов и социокультурных сред воспитания. Нарушения смысловой консолидации, несогласованность, несовпадения «смысловых фокусов» субъектов образовательного взаимодействия и социокультурных сред воспитания неизбежно приводит к смысловым конфронтациям (от лат. confrontatio – противостояние), отрицательно сказывающимся на эффективности педагогического процесса. Условиями эффективности сред воспитания являются: общая для всех субъектов цель, единая педагогическая концепция, опирающаяся на приоритеты гуманистических ценностей, событийный характер жизни субъектов, диалоговый режим взаимодействий субъектов и среды. Благодаря этим процессам содержание, по поводу которого создаются и функционируют среды, «переплавляется» в мире субъектности и либо активно усваивается, присваивается, либо отторгается. Результатом этого переплава является динамическое изменение Я-концепции или доминирующей в индивидуальном сознании картины мира. Таким образом среда воспитания способна выступать как фактор ускорения или наоборот, – сдерживания, затормаживания личностного развития (Н.Ф. Хилько [6]). Специфика смыслового содержания социокультурной среды воспитания в значительной мере опосредуется педагогическим мировоззрением, исходными идейными предпосылками ее разработчиков и организаторов. На базе этих предпосылок формируются затем представления о содержании, методах, технологиях, формах воспитания. Поэтому целенаправленно создаваемая социокультурная среда воспитания начинается с установочных, имеющих идеологический смысл действий педагогического коллектива, в ходе которых отрабатывается педагогическое целе- и смыслополагание. При этом очевидно, что лишь только часть смыслов, формирующих смысловое поле среды, имеет непосредственно педагогический контекст. Значительная часть смыслов лишь переосмысливается в педагогических целях. Достижение воспитательных целей, составляющих «сердцевину» смыслополагания педагогических сред становится возможным в том случае, если включенные в них взрослые выступают не как соответствующий штатному расписанию «набор» специалистов, а как консолидированный в ценностно-смысловом, парадигмальном отношении педагогический коллектив. Причем мы имеем в виду не только взрослых, непосредственно выполняющих учебно-воспитательные функции, а всех взрослых, так или иначе интегрированных в социокультурную среду воспитания. Наши многолетние наблюдения за педагогическим процессом в различных учебно-воспитательных учреждениях показывают, что методологического плана установки, парадигмальные позиции часто являются «ахиллесовой пятой» в профессиональной подготовке педагогических кадров. Внимание специалистов сконцентрировано вокруг проблемы методического обеспечения педагогического процесса. Однако известно, что один и тот же метод может привести к принципиально различным воспитательным последствиям, что в значительной мере опосредуется методологическими установками, которыми воспитатель руководствуется в своей деятельности. Специалисты иного профиля (например, вспомогательный, медицинский персонал и др.) в своей профессиональной практике опираются на «бытовые» представления о целях воспитания и не проявляют склонности к ценностно-смысловой педагогической рефлексии. Но отсутствующий рефлексивно-педагогический опыт вовсе не является причиной для ограничения контактов с воспитанниками. Вот почему ситуации, когда кропотливая и трудоемкая работа одних членов коллектива взрослых может быть разрушена неуклюжими в педагогическом смысле действиями других, не являются редкими исключениями в педагогической практике. Отсутствие смысловой консолидации коллектива взрослых неизбежно становится серьезным барьером на пути достижения выдвигаемых целей воспитания. Попытки раздвинуть рамки смыслополагания педагогических работников и специалистов других служб нередко вызывают чувства раздражения и досады. А отсутствие методологического фундамента провоцирует доминирование тактики «латания дыр»: в отсутствие эффективного педагогического проектирования и прогнозирования проблемы решаются по мере их возникновения. Процесс ценностно-смысловой педагогической консолидации коллектива может получить импульс развития благодаря участию всех членов (вне зависимости от функциональной роли) в работе теоретических дискуссионных семинаров, тематика которых направлена на осмысление методологических «направляющих» современного образования и воспитания. Круг педагогических проблем должен обсуждаться сквозь призму установок феноменолого-экзистенциальной школы философии, психологии и педагогики, философии диалога и диалога культур (М. Бубер, М.М. Бахтин, В.С. Библер и др.), положений личностно ориентированной образовательной парадигмы. Однако дискуссионный характер обсуждения проблем не предполагает ценностно-смысловых конфронтаций. В семинаре нет места победителям и побежденным, педагогическую ценность имеет само погружение в педагогическую проблематику, психолого-педагогическая рефлексия, диалог, сопоставление (иногда достаточно острое сталкивание) различных позиций. Семинар не вооружает участников рецептами, но приглашает их к рассуждению и анализу. Педагогические дискуссии могут быть развернуты по нескольким направлениям:
Занятия семинара обеспечивают старт рефлексивно-аналитической активности участников, поскольку его временными рамками их рефлексия в педагогическую проблематику не ограничивается. Именно здесь появляется реальная возможность консолидации ценностно-смысловых позиций всеми специалистами и службами воспитательного учреждения. Именно здесь философские, психологические, этические, культурологические, социологические идеи «переплавляются в тигле педагогики» в основополагающие ценности, определяющие смысл деятельности не только отдельно взятых специалистов, но педагогических систем в целом. Постепенно участники семинара вырабатывают «вкус» к ценностно-смыслового плана педагогической рефлексии, расширяя актуальный багаж терминологического аппарата. Более того, этот терминологический аппарат начинает активно использоваться при анализе конкретных педагогических ситуаций.
Литература
| |
Просмотров: 311 | | |
Всего комментариев: 0 | |