Главная » Файлы » Музыкальная педагогика » МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

АЛЕКСАНДРОВ Е.П. Методические основы массовых форм музыкального воспитания
19.07.2010, 15:57
Александров Е.П. Методические основы массовых форм музыкального воспитания старшеклассников Работа по музыкальному воспитанию старших школьников, как правило, не ограничивается факультативными и кружковыми формами. Во внеурочное время в школах, во внешкольных культурно-просветительских заведениях (в клубах, домах детского художественного творчества, музеях, во дворцах культуры и т.п.) организуется немалое количество массовых мероприятий эстетико-воспитательного плана для детей, подростков и юношества. Массовые формы имеют свои притягательные стороны, свои (и весьма большие) воспитательные возможности и могут являться мощным средством художественно-эстетического воздействия на школьников. Однако нас, в первую очередь, будут интересовать те формы внеклассной работы по музыкальному воспитанию старшеклассников, которые организуются в рамках школы, хотя, с другой стороны, выводы, к которым мы пришли в результате собственного опыта и длительных наблюдений, могут в полной мере, по нашему мнению, быть экстраполированы и на работу внешкольных учреждений. Необходимо сделать еще одну оговорку, уточняющую круг задач, которые будут рассмотрены в данной статье. В методической науке изучается весь веер проблем, связанных с художественно-эстетическим содержанием, организацией, проведением и анализом эффективности различного рода массовых музыкально-просветительских мероприятий. Нас же будут интересовать те аспекты, которые носят обобщенный характер и так или иначе, в той или иной мере подлежат учету вне зависимости от того, какая именно форма внеклассного мероприятия реализуется на практике. Методические нюансы, относящиеся к частной или отдельным специфическим формам музыкально-просветительской деятельности мы оставляем за пределами наших рассуждений. Вначале следует акцентировать, что в отличие от носящих серийный характер, содержательно, структурно, организационно упорядоченных занятий (которые естественным образом предполагают наличие программного обеспечения, преемственности и методически обоснованной последовательности в содержательной части учебно-воспитательного процесса во временной перспективе), аудитория массовых форм музыкально-эстетического воспитания почти всякий раз формируется стихийно: трудно, а подчас и невозможно, добиться постоянного состава участников или, тем более, предварительного отбора и классификации их на основе диагностических процедур. Разумеется, такого рода специфические условия не могут не требовать от организатора и специфических умений. Реальная практика дает немало примеров виртуозной работы опытных и вполне освоивших ремесло культмассовика, интуитивно познавших психологические и социально-психологические особенности подросткового и юношеского возраста, умело манипулирующих аудиторией старшеклассников "ведущих”. Мероприятия, организованные и проведенные ими, динамичны, зрелищны, ярки. Но, к сожалению, очень часто их деятельность, в смысле "методической техники” вызывающая одобрение, преимущественно служит целям развлечения (хотя мы и не желаем отказать в важности этому направлению в работе) и в целом не оказывает сколько-нибудь существенного влияния на формирование эстетического отношения старшеклассников к музыкальному искусству. Имеется и немало примеров обратного порядка, когда музыкальный руководитель в своей деятельности движим желанием развить эмоциональную, познавательную и сенсорные сферы школьников по отношению к музыкальному искусству, но отсутствие "методической техники”, техники общения и управления недостаточно структурно организованными массами школьников не позволяет реализовать положенных в основу мероприятий установок и они (мероприятия) подчас превращаются в род скучных и напыщенных лекций, также имеющих незначительное влияние (или даже иногда отрицательное влияние) на целостное отношение учащихся к музыке. Организатору внеклассной работы необходимо проявить немало выдумки, организаторских способностей, чтобы придать мероприятию яркость, зрелищность, с одной стороны, а с другой, – чтобы оно за внешней привлекательностью и занимательностью не потеряло эстетической ценности, художественной целесообразности. На первый взгляд может показаться, что дифференцированный подход в условиях массовой работы недостижим. Попытаемся показать, каким образом специально проведенные музыкальным руководителем действия позволяют создать условия для реализации дифференцированного подхода пусть и не во всем его объеме, но все же в весьма значительных его элементах. Кроме того, описываемые педагогические действия оказываются важными для эффективности, успешности проводимых мероприятий вне зависимости от того, выдвигается ли музыкальным руководителем задача дифференциации или нет, а также вне зависимости от самой формы работы: будь то лекция-концерт, заседание музыкального клуба, встреча с исполнителями, композитором, дискотека, музыкальный праздник, тематический вечер и т.д. Если учитель хочет оказать реальное влияние на отношение старшеклассников к музыке, то в поле его внимания должны находиться эмоционально-образная, познавательно-интеллектуальная и сенсорная стороны целостного отношения. Эксплуатация лишь одного или только двух компонентов отношения приводит к искажению его характера (в эстетическом смысле), а следовательно, и невозможности в полной мере достичь целей музыкального воспитания. В свою очередь, дифференцированный подход в условиях массовой работы требует смещения акцентов с индивидуально-типологических характеристик отношений старшеклассников на социальные и социально-психологические характеристики, то есть на те, которые опосредованы социальными, демографическими и психологическими возрастными факторами. Музыкальный руководитель в этом случае будет иметь дело не с внутренней дифференциацией, которая предполагает одновременное сочетание в аудитории в рамках фронтального взаимодействия школьников разных типологических групп, а с внешней дифференциацией, предусматривающей отношение к аудитории в целом как к гомогенной группе с определенными, представляющими интерес для обучающе-воспитательного процесса и подлежащими учету в его ходе, характеристиками. Рассмотрим некоторые методические условия, играющие важную роль при организации массовых музыкально-эстетических мероприятий. Они актуальны для любой их формы, носят обобщенный характер, но их недооценка способна отрицательно сказаться на результативности усилий организаторов. Первое условие - создание атмосферы праздника. Нередко можно наблюдать, что музыкально-эстетические мероприятия планируются на послеурочное время, а это означает, что школьники приходят "в гости к музам” усталые после учебного процесса, часто голодные, в рабочей одежде, не "отряхнув забот повседневности”, не подготовив себя к встрече с музыкой. Полноценное художественное восприятие предполагает некоторую возвышенность, отстраненность от суеты будней, настроенность на общение с искусством, ожидание встречи с ним. Вот почему: 1. В организационном плане следует предусмотреть, чтобы между самим планируемым мероприятием и уведомлением о нем его потенциальных участников имелся временной интервал, который, с одной стороны, был бы достаточен для формирования у школьников определенных ожиданий, а с другой стороны, не был бы настолько велик, чтобы объявление "замелькалось” другими текущими событиями. Если интерпретировать знаменитое высказывание К.С. Станиславского "театр начинается с вешалки” во временном аспекте, то можно уверенно говорить о значительно большем диапазоне. Ожидания рождаются уже в момент выбора конкретного спектакля из репертуара театра, в момент приобретения билета. Важную роль играют ожидания дня спектакля, обсуждения предстоящего события (не обязательно в сколь-нибудь развернутой форме) с близкими людьми, процедура одевания, внешний вида театра и т.п. Большой интерес представляют находки режиссера Ю.П. Любимова в поставленных им спектаклях в московском театре на Таганке: когда публика настраивалась на содержание спектаклей уже на улице перед входом в театр или в фойе благодаря своеобразному "предварительному действию”, включая и музыку. Думается, этот опыт может быть плодотворно адаптирован и применительно к массовым мероприятиям по музыкально-эстетическому воспитанию школьников. 2. В формировании ожиданий важную функцию выполняет анонсирование. Весьма значимо то, что анонс должен быть ярким, привлекательным в зрелищном плане, он должен интриговать и только в этом случае он оказывается способным сформировать нужные ожидания. Приведем примеры анонсирования. Из актива старшеклассников, принимающих непосредственное участие в подготовке мероприятия, разработке его сценария, в подборе музыкального, иллюстративного материала и т.д., формируются группы, которые в коротких сообщениях непосредственно в классах дадут нужную информацию, ответят на вопросы школьников. Привлечение учащихся, проявляющих интерес и способности к театрализации, позволяет составить небольшие театрализованные сценки, клоунаду, буффонаду, способные возбудить интерес старшеклассников к готовящемуся событию (особенно, если мероприятие связано, например, с историческими, фольклорными, сказочными, фантастическими темами). Театральное искусство дает множество замечательных образцов такого рода мизансцен: сошлемся в качестве примера на полемические диалоги любителей трагедии и любителей комедии в опере С.С. Прокофьева "Любовь к трем апельсинам” или на прекрасные буффонады из постановки сказки К. Гоцци "Принцесса Турандот” в постановке Е.Б. Вахтангова, а также на образ конферансье Апломбова из спектакля московского Театра кукол под управлением С. Образцова. Значимую роль в активизации интереса учащихся могут сыграть школьное радио и телевидение (в отдельных школах они работают вполне успешно): в серии коротких передач полезно сообщить об "интригующих” подробностях, наиболее интересных моментах в готовящемся мероприятии. С целью ориентации потенциальных участников в тематике мероприятий, создания условий для соответствующей настройки на восприятие, полезно разместить в здании школы афиши, информационные бюллетени, в которых отражены основные моменты готовящегося события. При этом важно, чтобы материалы такой стенной печати также имели привлекательный в эстетическом плане вид. 3. Если у учащихся отсутствует возможность переодеться в нарядную праздничную одежду, то следует предусмотреть время для приведения повседневного костюма в надлежащий порядок, а также украсить его какой-либо нарядной деталью. Нередко для формирования праздничного, приподнятого настроения бывает достаточно прикрепления к повседневному костюму изготовленной из бумаги на уроке труда или изобразительного искусства выразительной цветной эмблемы и т.п. 4. Важное значение имеет оформление помещения, в котором будет проводится мероприятие. Не только актовый зал или аудитория, в которой планируется проведение мероприятия, но и помещения, прилегающие к ним, своим внешним видом должны вызывать у участников определенные эмоциональные ожидания. При этом, как правило, вовсе не требуется повышенных затрат: подчас бывает достаточно нескольких плакатов, гирлянд, если речь идет о праздничном вечере, или тематических стендов, в той или иной мере подготавливающих восприятие участников, если планируется событие, несущее просветительский характер. 5. Полезной может оказаться даже такая "мелочь”, как запоминающиеся позывные школьного радио или трансляции, подобранные к конкретному мероприятию или же традиционно используемые в этом учреждении для музыкально-эстетических мероприятий. Второе условие: следует иметь в виду, что тематика, содержание, форма проведения мероприятий по музыкально-эстетическому воспитанию должна отвечать психологическим особенностям возраста, учитывать сложившуюся структуру художественных интересов школьников, опираться на близкую им образную сферу. 1. Старшие подростки и школьная молодежь обычно резко отрицательно реагируют в тех случаях, когда в содержании занятий, в самой манере общения музыкального руководителя с участниками просматривается ориентация на предшествующие возрастные группы. К примеру, сказочные сюжеты, так популярные в среде школьников младших классов, могут быть негативно восприняты старшеклассниками, если реализуются всерьез, напрямую. Когда те же сказочные сюжеты воплощаются с некоторой долей иронии, игры, когда в них отражаются яркие приметы реальных жизненных ситуаций, делаются намеки на события, свидетелями которых были участники мероприятия, когда "сказочные герои” типизированы, узнаваемы и между ними и отдельными членами коллектива легко устанавливаются связи, в которых подчеркиваются характерные черты поведения, речи, жестикуляции и т.д., то они воспринимаются старшеклассниками вполне положительно. Другой пример. Д.Б. Кабалевский в книге "Как рассказывать детям о музыке?” сделал зарисовку занятия, проведенного с подростками в летнем лагере "музыкальным вожатым” В. Маловым. Педагог, учитывая большую популярность в среде молодежи музицирования на гитаре, обыграл это, дав прослушать записи музыкальных произведений на акустической (классической) гитаре, не сообщив какой инструмент звучит. Интересно, что привыкнув к тому, что чаще всего им приходится слышать несложный, бряцающий гитарный аккомпанемент (при этом, как правило, используются нехитрые гармонические последовательности), учащиеся вначале даже не узнали какой инструмент исполняет музыку. Контраст между тем, что было привычно слышать учащимся и тем, что они услышали был настолько велик, что когда музыкальный руководитель сыграл знакомые им аккорды, раздался смех. Таким образом, отталкиваясь от сложившейся сферы предпочтений старшеклассников, руководитель сумел вызвать подлинное восхищение выразительными возможностями гитары и интерес к музыкальной классике, написанной выдающимися композиторами для этого инструмента [1]. 2. Учащиеся, сколь бы ни были настойчивыми призывы музыкальных руководителей, не могут произвольно бесконечно долго концентрировать внимание в ходе мероприятий. Старшеклассники оказываются способными сохранять произвольное внимание несколько дольше, нежели подростки, однако в ходе мероприятия полезно специально запланировать смены деятельности, обеспечивающие переход от произвольного вида внимания к непроизвольному и наоборот. В зависимости от формы, целей мероприятия это могут быть разнообразные конкурсы и соревнования: групповые (когда аудитория условно делится на команды) или индивидуальные, исполнительского (ритмические игры, песенные, инструментальные конкурсы и др.) или интеллектуального планов (викторины, головоломки и др.). Все это создает определенные условия для реализации творческой активности участников: школьники то предстают в роли музыкантов "шумового оркестра”, то как члены хоровых ансамблей, то как "композиторы”, создающие песню на заданный текст, то как члены "строгого жюри”, оценивающие выступления других. 3. Замечено, что внимание учителя к творческим проявлениям школьников (в любой сфере) существенно активизирует их интерес к мероприятиям, организуемым им. Поэтому полезно, если это не нарушит тематику мероприятия, организовать выставки творческих работ школьников: фотографические, художественные, декоративно-прикладные и т.д., дать возможность, например, в различных формах настенной печати опубликовать их литературно-поэтические поиски, познакомить школьников с наиболее интересными коллекциями (филателистическими, нумизматическими и т.д.) Третье условие. Наблюдения за практикой внеклассного музыкально-эстетического воспитания дают немало оснований для вывода, что организуемые мероприятия нередко превращаются либо в род скучных лекций на музыкальные темы, либо в развлекательные концерты и танцевальные вечера. Заметим, что вне зависимости от целевых установок, положенных в основу мероприятия, следует целенаправленно упражнять эмоционально-оценочную и познавательную активность учащихся. С этой целью на занятии организаторы создают проблемные ситуации, в результате которых учащиеся должны выполнить операции сравнения, сопоставления, оценки, анализа некоторого круга музыкальных произведений. Оценки могут быть высказаны посредством возгласов, аплодисментов, предварительно выданных цветных карточек, плакатов и соответствующими цифрами и т.п. Однако особый вес должны иметь аргументированные оценки. Четвертое условие. Музыкальному руководителю следует озаботиться налаживанием канала обратной связи. К сожалению, об этом часто забывают. Между тем, информация о впечатлениях, оставшихся у участников после мероприятия, является важным отправным моментом в поиске наиболее эффективных содержательных и организационных подходов к следующим. Такого рода информация может быть получена разными способами: в ходе мероприятия и после него. Участникам, например, можно раздать небольшую анкету (два-три вопроса), цветные карточки (цвет, в данном случае, призван символизировать отношение школьников к проведенному мероприятию), которые затем опускаются в специально отведенный "почтовый” ящик. Полезно, договорившись предварительно с учителем-словесником, провести на уроках литературы, русского языка небольшое сочинение, посвященное самому мероприятию или темам, затронутым в его ходе. Пятое условие. Выше мы говорили о том, что учитель должен организовать предваряющие мероприятие выступления в школьной стенной печати. Кроме того, в школьных и классных газетах, в выступлениях школьного радио и телевидения нужно уже после того, как мероприятие состоялось, отразить его содержание, тематику, ход (целесообразно записать прямой репортаж), дать возможность непосредственным участникам высказать свои соображения и впечатления. Это позволяет сформироваться особой атмосфере, когда школьники, по тем или иным причинам не присутствовавшие на мероприятии, "заражаются” от присутствовавших, впитывают основные идеи, художественные впечатления и в следующий раз постараются сделать все от них зависящее, чтобы быть в числе присутствующих. Шестое условие. Организатор музыкально-эстетического воспитания должен продумать способы поощрения участников, проявивших наибольшую активность как в ходе мероприятия, так и в процессе его подготовки. Поощрение также должно отвечать индивидуальным и возрастным особенностям школьников: несоответствие может вызвать нежелательную реакцию. Седьмое условие. Важным моментом, оказывающим существенное влияние на ход мероприятия, является количество возможных участников. Нередко в аудиторию приглашается такое количество школьников, что управление ими становится полностью невозможным. Мы наблюдали дискотеку для молодежи, когда в относительно небольшой зал было приглашено такое число школьников, что они могли только стоять, довольно плотно прислонившись друг к другу. Яркие, быстро мелькающие огни, оглушающая по громкости и весьма ритмичная музыка привели участников в состояние возбуждения. Когда же руководитель (выполняющий функции диск-жокея) попытался включить большой свет и через микрофон сообщить какую-то информацию, то это вызвало бурные протесты молодежи. Раздались выкрики: "Танцы давай!”, неорганизованная толпа (точнее, специфически организованная) диктовала свои условия и оказалась неспособной к полноценным творческим проявлениям. В таких условиях она нередко оказывается под влиянием лиц, имеющих скорее отрицательное, разрушающее влияние на ход мероприятия. Поэтому организаторы должны тщательно взвесить свои возможности и определить примерное количество старшеклассников, приглашаемых на мероприятие. [1] Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М., 1977.

Категория: МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА | Добавил: сайентист | Теги: музыкальное воспитание, массовые формы, внешкольное воспитание, внеклассное воспитание
Просмотров: 1535 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: