Главная » Файлы » Музыкальная педагогика » МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Александров Е.П. Некоторые психолого-педагогические аспекты анализа взаимодействий в коммуникативном пространстве радио
19.07.2010, 16:01

Александров Е.П. Некоторые психолого-педагогические аспекты анализа взаимодействий в коммуникативном пространстве радио Существовавшее в советский период развития нашего общества монопольное положение централизованных и «освящаемых» идеологическими институтами государства электронных средств массовой коммуникации (СМК) ныне оказалось поколебленным. Например, коммуникативное пространство радио, черты которого складывались на протяжении длительного времени, претерпевает серьезную перестройку, трансформацию. Относительное раскрепощение социально-экономической и политической жизни регионов вызвало к жизни немалое количество конкурирующих мелких и средних местных радиоканалов, которые к настоящему периоду охватывают вещанием большинство крупных и средних городов России, и, разумеется, прилегающие к ним сельские районы. Вначале своего становления эти каналы в силу непрочности экономического положения, плохой технической базы, отсутствия квалифицированных кадров были весьма слабыми конкурентами столичных радиостанций. Однако возможности включения в вещательный тракт оперативной местной информации, широкое использование интерактивных форм работы со слушателями, и, что, пожалуй, даже более важно для временного периода начала 90-х годов ХХ века – «сниженный», а подчас и откровенно сленговый характер интеракции, стремление работать в режиме «реального времени» (то есть без предварительной записи тракта) постепенно оказали существенное влияние на положение этих радиостанций в эфире: население «явочным порядком» признало за региональными радиостанциями ряд преимуществ. Немалую роль здесь сыграло и то обстоятельство, что коммерческие по экономическому статусу местные радиоканалы в организации вещания опираются на харизматических ведущих, которые, благодаря индивидуализированному и хорошо распознаваемому «почерку» не только несут на себе основную нагрузку, но и являются для определенных групп населения своеобразным психологически привлекательным центром, коммуникативным звеном, способным придать эфиру черты специфического пространства, в котором развивается межличностное общение. Ряд станций избрали иную стратегию выживания и, следуя традициям «желтой прессы», строят вещание в опоре на эпатаж публики. Понятно, что эпатаж появляется тогда, когда в общественном сознании существуют некоторые социальные и этические нормы, правила, табу. Поэтому темы для эпатирования выбираются самые табуированные, нередко связанные с девиантными[1] формами социального поведения. С одной стороны, эпатаж может способствовать преодолению ханжеского отношения к жизни, а с другой, он может быть психологически травмирующим, вызывать ослабление моральных устоев общества. Эпатаж по-разному проявляется в эфире. В некоторых случаях имеет место расчет на воображение слушателей и информация подается в виде намека. В речевой тракт включаются заранее рассчитанные на определенный психологический эффект «пустоты», недосказанности, смысл которых в опоре на вербальные и невербальные средства коммуникации (тембр голоса, паузы, интонации, особенности дыхания, темп и динамику речи, а также особенности ее лексического состава и др.) «достраивается» самими слушателями. При этом иллюзия самостоятельности психологической достройки образа остается всего лишь иллюзией, потому что ведущие точно знают, что именно и в каких пропорциях должно сформировать слушательское воображение. Среди современных ведущих имеются те, кто постоянно стремиться работать «в интимной зоне» слушателя и стремятся к особо доверительному тону общения, что, безусловно, способствует восприятию эпатирующих «откровений». Учитывая, что на коммерческом радио большинство программ идут в прямом эфире, обращает на себя внимание то, что ряд ведущих формируют эпатажную ситуацию как бы походя, «автоматически», без домашних заготовок, видя в них беспроигрышные инструменты удержания слушателя на волне канала. Однако наряду с тенденцией к эпатажу имеет место и обратное стремление. Часть организаторов эфира придерживаются позиции, что радио призвано развлекать, а не «загружать» (мы используем здесь сленговое слово молодежной субкультуры). Поэтому основное время вещания отводится трансляции музыки в режиме non stop, а социально-политической, культурной информации внимания почти не уделяется. В то же время, крупные радиовещательные объединения, в целом сохранившие достаточно твердые экономические позиции, творческие и технические возможности, «в борьбе» за слушателя столкнулись с необходимостью перестройки содержания и общей структуры своей работы. В первую очередь эта перестройка связана с попытками регионализации вещания. Например, в рамках столичного канала создаются региональные подструктуры, которые эффективно используют как опыт и вещательные технологии региональных радиостанций, так и солидную собственную экономическую, кадровую и информационную базу. В ряде случаев им удалось потеснить (а возможно и вытеснить) из эфира неокрепшие местные станции. Обостряющаяся конкуренция в радиоэфире, вероятно, во временной перспективе может привести к поглощению местных каналов общенациональными радиосетями. Заметим, слабость экономических позиций местных каналов обостряется тем, что рекламный рынок, за счет которого собственно и существуют коммерческие СМК, весьма ограничен. Поскольку количество потенциальных слушателей, которое реально охватывает канал, по сравнению с радиоаудиторией мегаполисов сравнительно невелико (также здесь следует учесть и достаточно напряженную конкуренцию в радиоэфире), что, соответственно, является ограничивающим фактором «спроса» на эфирное время: организаторы вещания не имеют возможности выставить достаточно высокую цену за рекламу. Отчасти поэтому и сами рекламные продукты, которые производятся службами радиостанций, отмечены печатью невзыскательности: преимущественно они представляют собой сухую информацию (что, где и почем), либо творчески несостоятельны и несамостоятельны, то есть используют чужие идеи и наработки. Отметим, что особенности взаимодействия в системе «вещатель – слушатель – рекламодатель» имеют весьма большое значение. Часть интересов у звеньев этой системы совпадают, а часть расходятся. Обозначим совпадающие интересы. Все звенья указанной системы заинтересованы: а) в обширной и стабильной аудитории слушателей; б) в высокого уровня авторитете канала, что выражается в его реальном влиянии на социокультурные позиции различных групп населения; в) в высокого качества «продуктах», выходящих в эфир (имеемся в виду как технологическая, так и творческая составляющие); г) в таком оптимальном соотношении рекламы и информационно-художественного вещания, которое, с одной стороны, обеспечивало бы экономическую успешность канала, а с другой, не приводило бы к разрушению актов коммуникации; д) в охвате вещанием различных экономически состоятельных слоев населения; е) в наличии популярных у различных групп слушателей художественных программ, реклама в которых будет иметь большую аудиторию. Наконец, все звенья системы заинтересованы в наличии в штате канала ярких творческих личностей, обладающих харизматической одаренностью. Однако в интересах элементов указанной системы имеются значительные расхождения. Вот некоторые из них: а) рекламодатели заинтересованы в невысокой цене эфирного времени, что неизбежно приводит к ухудшению качества творческих продуктов (не только рекламных, но всех других, поскольку они создаются и транслируются на средства, полученные от рекламы); б) рекламодатели избегают спонсировать творческую деятельность вещателей, которая не может дать высокий экономический успех, но быть полезной в воспитательных смыслах, собственно воспитательные цели, как правило, находятся на периферии ценностной системы рекламодателей; в) регулярная трансляция «высоких» образцов культуры и наличие передач, целенаправленно адресующихся к ней, может формировать отношение к каналу, как к элитарному, а следовательно, и к оценке его как малоэффективного в коммерческом плане; д) стремление к созданию и трансляции качественных продуктов, преследующих просветительские, воспитательные цели, предполагает привлечение весьма квалифицированных и высокооплачиваемых специалистов, штата редакторов, авторов, корреспондентов, что неизбежно приводит к удорожанию вещания и рекламных продуктов. Долг вещателя – обосновать и предложить рекламодателю новые пути, которые позволят соблюсти его интересы и не упустить возможностей для просветительской деятельности канала. Конкуренция радиоканалов породила ряд интересных феноменов. Стихийно возникший радиорынок, предлагающий определенное разнообразие (справедливости ради следует отметить парадокс: на самом деле это разнообразие на поверку часто весьма однообразно), и радиослушатель поставлен перед необходимостью поиска «своего радио». В свою очередь, и перед радиоканалами возникла жизненно важная проблема: какими средствами можно «удержать» стабильную аудиторию слушателей, поскольку, в конечном счете, именно объем слушательской аудитории и определяет интерес к каналу потенциального рекламодателя? Вот почему радиоканалы стали интенсивно искать свое «лицо», свою специализацию, формат вещания, определять социальные группы населения, на которые ориентируется вещание (в целом или с учетом временного фактора, когда содержание и стиль вещания несколько видоизменяются в зависимости от реального распределения слушательских масс в течение суток), формировать и финансировать деятельность исследовательских групп, изучающих информационные, социокультурные потребности, ожидания и ценностные системы потенциальной аудитории. В конечном счете, это имело направленность на достижение впечатления, что радиоканал, является для слушателя своеобразным другом, партнером, спутником. Наблюдения показывают, что было бы неправильным утверждать, что речь здесь идет только о пристройке вещания к потребностной сфере слушателя как представителя определенной социальной группы или субкультурного образования. Не менее характерными являются явные или имплицитные установки на преодоление пассивности позиции слушателя. «Вокруг» радиостанции специально организуется определенная «жизнь», например, стимулируется формирование сообщества слушателей-фанатов. Этой цели, к примеру, служат разнообразные ухищрения, заставляющие слушателей пристально следить за вещанием, связываться по телефону с ведущими эфира. Традиционными становятся игры на деньги, розыгрыш билетов на зрелищные мероприятия и спортивные состязания. Но особенно примечательно то, что радиоведущие целенаправленно заговорили о стиле жизни, ценностной системе личности и различных социальных групп (часто субкультурного плана), пытаясь создать привлекательный образ «своего» слушателя. Наподобие фаната футбольной команды, слушатель должен по ряду внешних признаков самоидентифицироваться и воспринимать социальное окружение по признаку «свой – чужой». Здесь хочется обратить внимание на появившиеся на этом этапе развития новые стороны, связанные с реальными возможностями канала не только отвечать потребностям аудитории, приспосабливаться к ней, но и сделать определенные шаги в плане воспитания позитивных личностных начал у «своей» аудитории, что, с нашей точки зрения, имеет отчетливый социальный и психолого-педагогический смысл. Ведь «привязав» таким образом к своему вещанию определенную часть населения, канал получает возможность постепенно вводить в программу новые пласты социально и культурно значимой информации, утверждая, что они находятся «на гребне современной волны», являются модными, стильными, «крутыми» и т.п. На фоне сложившихся доверительных отношений это часто оказывается весьма эффективным. Конечно, здесь скрывается и ряд сложностей. Слишком активное навязывание некоторых социальных или культурных ценностей неизбежно создаст у части слушателей впечатление, что канал изменил свое «лицо», перестал отвечать их ожиданием, что, в свою очередь неизбежно вызовет переключение на другую частоту вещания. Поэтому постановка позитивных культурно-воспитательных целей оказывается связанной с искусством достижения тонкого и чуткого баланса между слушательскими потребностями, ожиданиями и ценностными системами, которым канал считает необходимым предоставить место в эфире. Следует отметить, что указанные цели на практике реализуются весьма разнообразно. Дело в том, что организаторы радиоэфира нередко действуют интуитивно, поскольку не искушены в психолого-педагогической проблематике. Между тем, метод проб и ошибок здесь, как и в любой другой области общественной практики, безусловно, не может быть признан оптимальным. Нам представляется, что в любом поиске форм взаимодействия канала со слушателями необходимо опираться на методологический и методический фундамент. Полагаем, что важнейшей для современного радиовещания и концептуальной по значению идеей является теория культурного диалога и диалога культур, сформулированная М.М. Бахтиным. Именно через диалог с другими культурами создается культурно-исторический тезаурус (фонд знаний и культурных навыков, кодов, символов, несущих определенный личностный и социальный смысл), который, в свою очередь, является основным социально-эстетическим, психологическим и культурным критерием в организации социального поведения. Утверждая «всеобщий характер диалога в культуре и в социуме», ученый феномен культуры понимает как: Форму общения (диалога) людей разных культур. Он показывает, что культура есть форма бытия на грани с другой культурой. Самодетерминацию личности в культуре (то есть самопричисление ее к определенным культурно-историческим и социальным пластам). Форму «обретения мира впервые», воссоздание мира в личностной системе координат. Такое понимание культуры и личности дало основания для выработки представлений о сущности диалога. М.М. Бахтин и В.С. Библер считают, что именно диалог является всеобщей основой человеческого взаимопонимания, что диалогические отношения представляют собой универсальное явление и пронизывают всю человеческую жизнь, все виды человеческой речи и все проявления человека в социуме. Всякое общение включает в себя диалог, как форму общения. Понятно, что «смысловой единицей» радиокоммуникации редко является отдельно взятое слово, хотя оно и обладает определенным значением. Слова объединяются в текст, который в целом сам представляет собой сложный в содержательно-структурном отношении знак более высокого порядка. Общение личностей в диалоге происходит именно благодаря тексту, который может быть представлен в разных формах: а) как живая человеческая речь; б) как речь, запечатлённая на бумаге или любом другом носителе; в) как любая знаковая система (иконографическая, непосредственно вещная, деятельностная и т.д.). При этом в любой из этих форм текст понимается как общение культур: каждый текст так или иначе встроен в определенный континуум текстов, созданных различными авторами, имеющими свое миропонимание, свою картину или образ мира. В каждый текст неизбежно прямо или имплицитно включаются смыслы прошлых и последующих культур или личностных мировоззренческих систем, как части этих культур. Поэтому текст всегда носит диалогический характер, так как всегда направлен к Другому или к Другим (в том числе и к другим текстам), или к себе как Другому. Эта особенность текста делает его произведением. Текст как произведение имеет смысл только тогда, когда он понятен Другим, а это возможно при выполнении следующих условий: а) текст должен иметь внутреннюю логику смыслов, заложенных в нем; б) текст должен быть построен в системе общего для общающихся языка и жанровой традиции данной культуры; в) текст как произведение должен быть понятен своими контекстами. Из этого следует вывод, что текст-произведение в рамках концепции культуры Бахтина-Библера понимается как диалогическая встреча двух субъектов, погруженных в «бесконечный культурный контекст». Особенностью такого диалогического взаимодействия является присутствие в коммуникации четырех основных актов: восприятие текста; узнавание и понимание значений в данном языке; узнавание и понимание в контексте данной культуры; активное диалогическое понимание. Следовательно, понимание обеспечивается внутренним соответствием контекстов: собственно текста, социально-культурной сущности автора, социально-культурной сущности интерпретатора (в нашем случае – слушателя). Из этих методологических по значению посылов можно сделать заключение, что радиовещательная среда содержит и должна содержать аспекты различных культур. Своеобразным лозунгом вещания должно стать утверждение, что человек собственно становиться личностью и развивает свое личностное начало тогда, когда он вступает в продуктивный и равноправный диалог с другими культурами. При этом имеется в виду не только историко-временной, но и политико-идеологический, экономический, этнический, эстетический и др. ракурсы. Можно говорить также о продуктивном диалоге субкультурных образований, способствующем развитию культуры в целом. Этот вывод имеет отношение не только к содержательной части радиокоммуникации, но и к самому способу организации общительной среды, то есть даже к тем ее элементам, которые основываются на внешне выраженном монологическом типе общения. Содержательно-смысловые структуры текстов, транслируемых и вос­принимаемых в ходе коммуникации, опосредуются мо­тивами и целями общения. Мотивационно-целевые и мотивационно-эмоциональные характеристики коммуникации получили в психологии название интенций. Следует указать на многогранность интенций. В структуру интенции включаются мотивации общения, информационные цели, замысел, идея, целеполагание, коммуникативное намерение, сверхзадача. В радиокоммуникациях именно интенция (оригиналь­ность, новизна, актуальность, глубина, соответствие ожиданиям и т. д.) определяет успешность работы канала, влияет на выбор слушателей между сходными по содержанию текстами или сходными по содержанию каналами. Следует отметить, что в самом тексте интенция, как правило, выражается посредством большого набора вербальных и невербальных средств. Если сопоставить смысловые и интенциональные структуры транслируемого текста со структурами воспринятого текста, то несложно отметить часто встречающиеся несовпадения. Причин рассогласований много и связаны они с особенностями всех элементов коммуникации: транслирующей и воспринимающей стороны, а также с особенностями (например, техническими) самого трансляционного канала. Способность одной стороны коммуникации доно­сить интенцию, а другой стороны – адекватно ее воспринимать являет­ся принципиально важной в диалогических отношениях. Обращаясь к анализу радиокоммуникации, можно отметить, что одной из основных причин, ведущих к нарушению диало­гических отношений в системе «радиоканал – слушатель» является использование коммуникатором таких нюансов интенции, ко­торые не соответствуют интенциональности радиоаудитории. В 90-е гг. в се­рии исследований особенностей восприятия телепередач было установлено, что информационные программы адек­ватно интерпретируют лишь от 9 до 18 % зрителей (в зависимости от формы подачи и организации материала). Это дало основания для заключения: эффективная коммуникация, взаимопонимание встречаются не так уж и часто. В радиокоммуникации могут быть выделено несколько ошибочных интенциональных состояний. Например, интенция, получившая в работах Т.М. Дридзе название «экстаз». Ее психологическим фоном является внутренняя неуверенность в своих возможностях, с одной стороны, и активное желание до­стичь успеха, с другой. При этом речь ведущего эфира повышено возбуждена, напориста, ускорена и избыточно эмоциональна. У слушателей должно создаться впечатление, что содержание сообщения необычайно важно. Однако часто следование этому «плакатно трибунному» стилю взаимодействия сопровождается поверхностью анализа темы, «провалами» в системе доказательств. Что же касается слушателей, то такого рода приподнятые, эмоционально насыщенные тексты встречают неоднозначный прием у различных аудиторий: часть слушателей настраиваются «в унисон», другая часть проявляет скептичность. Ведущий эфира, пытающийся достичь целей только с помощью повышенной эмоциональной насыщенности речи рискует тем, что, не убеждая слушателей логически, оставляет значительную их часть как бы «по ту сторону» эмоций. В качестве своеобразного противопоставления упомянутому выше экстатическому состоянию коммуникатора находится интенция, которую можно условно обозначить как «кураж»[2]. Подобный нюанс интенции возникает в основе точного расчета, опыта, обучения, а также – ощущения морального права коммуникатора поднимать ту или иную тему. Однако, если такого рода интенция не поддерживается мощной харизматической одаренностью коммуникатора, то значительная часть слушателей предпочитает выйти из зоны активного навязывания ценностей, не соответствующих ее интенциональности. Весьма характерной является интенция, которая основывается на критической позиции коммуникатора и придающая речи специфический (часто «негодующий» по эмоциональному смыслу) пафос. Отметим, что мнение о беспроигрышности этой позиции обманчиво, так как ряд социально-психологических факторов способствуют как раз формированию позитивной оценки аудиторией критикуемых коммуникатором событий, фактов и явлений и выстраиванию определенной психологической оппозиции коммуникатору. Часть коммуникаторов в ситуации социального взаимодействия стремятся «быть застегнутыми на все пуговицы мундира», устранить собственное личностное начало в коммуникации. Собственная индивидуальность при этом «отодвигается» на задний план и порою даже тщательно скрывается. Они полагают, что этой позицией они придают особый вес, официальность, авторитет точке зрения людей или организаций, которых они в данном случае пред­ставляют. Их функции – внешне заметные и привлекательные, по существу, ритуально-безликие. Таким образом, реализуется интенция, которая может быть названа «Я – человек системы». Вариантом этой интенции является подчеркнутая нейтральность коммуникатора, носящая абсолютный характер. Здесь не существует людей и организаций, в пользу которых коммуникатор нивелирует свое личностное начало. Однако заметим, что даже внешне бесстрастная позиция является интенциональной по характеру и так или иначе опосредуется определенными целями. Далее, основываясь на высказанных выше положениях, попытаемся сформулировать некоторые психолого-педагогического плана рекомендации организаторам вещания, которые имеют целью оптимизацию взаимодействия сторон в радиокоммуникации. При этом особо нас интересуют ситуации взаимодействия, преследующие воспитательные цели. Полагаем, что уже сама техника общения ведущего с аудиторией имеет здесь решающее значение. Вещание не только должно быть построено на основе диалогических отношений культур и субкультур (национальных, профессиональных, социально-демографических и т.д.), но и сама форма высказывания ведущих эфира должна провоцировать становление внутренней диалогической речи слушателей. Следует признать неэффективной позицию психолого-педагогического и культурного доминирования ведущего эфира, основные при­знаки которой: а) развернутые по времени и предельно персонифицированные по характеру высказы­вания; б) жесткое навязывание ценностей, выводов и стереотипов поведения; в) отсутствие толерантности к иным ценностным системам и точкам зрения и, в соответствии с этим, стремление поставить партнера по общению «на место»; г) включение в текст высказываний, ремарок, замечаний, подавляющих речевую активность партнера (в последних двух пунктах мы имеем в виду прежде всего интерактивные формы работы в эфире) и разворачивание его собственной аналитической деятельности. Практика показывает, что отрицательно влияют на коммуникацию и грубая лесть, стремление манипулировать слушательскими чувствами для достижения каких-либо явных или скрытых целей. Коммуникативно-воспитательная деятельность канала должна быть направлена в сторону понимающего и со­переживающего соучастия, оказания психолого-педагогической поддержки, а не научение «правильному поведению». В соответствии с этим, важнейшая задача канала – не только и не столько транслировать некоторый объем информации, сколько стимулировать развитие многомерного слушательского сознания. Фундаментальными ценностями здесь выступают феномены выбора, свободы, нравственности, самореализа­ции. Ценностные смыслы должны осознаваться не только как внешние по отношению к личности факторы (то есть факторы социокультурной среды, условий существования, этнических культурных паттернов, социальных ролей и др.), но и как внутренние факторы, связанные с личностными струк­турами (рефлексии, критичности, мотивирования, коллизийности и др.). Ведь именно внут­ренние факторы, в конечном счете, и определяют целеустремленность, интерес, волю к самореализации и самоутверждению личности. Вот почему технология навязывания культурных ценностей (например, действительно высокохудожественных образцов музыкальной культуры), так же как, впрочем, и рекламный матракаж[3], могут привести к тому, что в условиях довольно жесткой конкуренции радиоканалов слушатель просто перейдет «на другую волну». Вот почему специфика работы коммерческих каналов связана с тонким и весьма профессиональным балансом между просветительскими целями и реальными социокультурными предпочтениями тех, на кого вещание направлено. Далекий отрыв от реальных потребностей и вкусов радиоаудитории приводит к утрате каналом и передачами позиций в рейтинге популярности. С другой стороны, потакание» неразвитым вкусам отталкивает от канала наиболее развитую в интеллектуальном и художественном отношениях аудиторию слушателей, что весьма нецелесообразно, поскольку именно эта категория постепенно начинает обретать крепкие экономические позиции в обществе, покупательную способность и, что, с нашей точки зрения наиболее важно, определенный социальный авторитет (например, для учащейся молодежи она приобретает черты, если использовать социологические термины, «значимого Другого» или референтной группы). Базовой воспитательной целью радиокоммуникации является стимуляция формирования проблемного мышления, которое, в свою очередь, связано с решением слушателем вопроса о своем реальном поло­жении в социокультурном пространстве и стремлением (планами) изменить это положение. Культурно и этически ориентированное проблемное мышление позволяет слушателю осознать смысл и содержание общечеловеческих ценностей: добра, пользы и путей осуществления их в жизни. Не менее важным является принцип очеловечивания ценностей, для чего цен­ности должны быть приняты на уровне личностного смысла, то есть поняты, как имеющие значение для личности. Отсюда вывод: в основе радиокоммуникации должно лежать представление, что она является культурным процессом, осуществля­ющимся в культуросообразном пространстве, компоненты которого имеют специфическую «нагрузку» человеческих смыслов. Необходимо относиться к радиослушателю как субъекту жизни (вне зависимости от его возраста и социального статуса), способному к культурному саморазвитию; понимать роли автора и ведущего как посредников между слушателем и культурой, способных ока­зать поддержку личности в ее само­определении в мире культурных ценностей; отношение к радиовещательному эфиру как к пространству, где осуществляется «творение» культуры и вос­питание человека культуры. Поэтому культурно-просветительские цели во всем их объеме не могут быть реализованы лишь в отдельных передачах канала, специально предназначенных для этого, в то время как все остальные программы играют социально и культурно деструктивную роль. Канал должен представлять собой «единое целое», выработать собственную культурную идеологию и избегать эклектичности. Внутренний баланс, единство, в свою очередь, позволяет выработать индивидуальный почерк, а такого рода индивидуализация является важным этапом в формировании собственной слушательской аудитории. Когда удается создать такого рода культуросообразную среду радиовещания, то и культурно-просветительская, воспитательная работа может подняться на новый уровень; например, только в этом случае начинают преодолеваться явные и мнимые трудности подлинно эстетической коммуникации. В то же время, внутренняя целостность радиовещательного канала не должна ассоциироваться с нивелированием всего многообразия его функций. Культуру нельзя сохранить иначе, как через человека. Большое значение здесь имеет феномен куль­турной идентификации, которая, в конечном счете, определяет основные векторы и успешность адаптации личности в различных социальных пространствах. Социокультурная адаптация осуществляется в процессе деятельности и общения, в ходе которых личность осознанно или имплицитно выбирает и перерабатывает значимые ценности. Вот почему канал должен ненавязчиво, но достаточно настойчиво транслировать отчетливый набор идентификационных признаков. Причем это касается не только содержания передач или особенностей общения в интерактивных формах работы со слушателем, но даже и особенностей организации рекламной деятельности. Например, вкрапления рекламы группы дорогих товаров в радиовещательный тракт молодежных каналов и передач не приносит ожидаемого экономического успеха, поскольку покупательная способность этой группы невелика. Более того, эти вкрапления могут вызвать нежелательный для канала эффект отторжения слушателей, поскольку и через рекламный ролик в эфир выдается специфический индификационный признак. Интересно, что фирмы и организации, всерьез заботящиеся о создании впечатления респектабельности, солидности своего имиджа и бизнеса, настаивают на том, чтобы в качестве музыкального сопровождения рекламных объявлений использовались произведения музыкальной классики или классического джаза. Литература 1. Адамьянц Т.З. В поисках эмоционального и смыслового контекста (по материалам инновационных семинаров, посвященных отработке коммуникативных навыков)// Мир психологии, № 4 (32), 2002. 2. Адамьянц Т.З. К диалогической телекоммуникации: от воздействия к взаимодействию. М.: Панорама, 1999. 3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Художественная литература, 1979. 4. Библер В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика и культура. М.: Прогресс, 1991. 5. Дридзе Т.М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семисоциопсихологии// Общественные науки и современность. № 3, 1996. 6. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов-н/Д: ЦВВР, 2001. 7. Шарков Ф.И. Истоки и парадигмы исследований социальной коммуникации// СОЦИС, 2001, № 8. [1] Девиация (от позднелатинского deviatio - отклонение) - в социальных науках обозначает поведение, нарушающее общепринятые в данном обществе нормы и правила (правонарушения, преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид и др.).
[2] Цирковые укротители хищников используют этот термин для характеристики особого чувства уверенности, удач­ливости и веры в личную творческую исключительность.
[3] Матракаж (от франц. matraquage – выколачивание, вдалбливание) – в массовой культуре радио- и телевизионная реклама в виде назойливо частого повторения лозунга, призыва, рисунка, символа, мелодии и т.д.
 

Категория: МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА | Добавил: сайентист | Теги: радио, молодежная аудитория радио, коммуникация, социокультурная среда
Просмотров: 834 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: